Изучение применения уличного искусства в общественной сфере
Первые теории, объясняющие использование граффити авангардными художниками, появились еще в 1961 году, когда в Дании был основан Скандинавский Институт сравнительного вандализма («Scandinavian Institute of Comparative Vandalism»). Современные аналитики и даже искусствоведы стали признавать, что граффити обладает художественной ценностью, а также является формой уличного искусства. По утверждениям многих исследователей, в частности из Голландии и из Лос-Анджелеса, этот вид уличного искусства к тому же является довольно эффективным средством в борьбе за социальные и политические права.
Некоторые из самых распространенных стилей граффити имеют свое собственное название. Тег («tag») — самое базовое понятие, написание имени художника, его личная подпись. Теггинг — безусловно, самая распространенная форма райтинга. Иногда теги могут содержать тонкие намеки или таинственные сообщения, а также инициалы команды райтеров или другие буквы. Еще одна форма теггинг, называемая «писсингом» («pissing»), заключается в том, чтобы перезаправляемый огнетушитель наполнить краской вместо его обычного содержимого. Использование такого метода позволяет создавать теги высотой в 6 метров. Однако из-за сложности исполнения рисунок нередко получается кривым и небрежным.
Сегодня граффити-художник использует целый арсенал средств для создания успешного рисунка. Аэрозольная краска в баллонах — самый главный и необходимый инструмент в граффити. Используя два этих материала, райтер может создать огромное количество разнообразных стилей и техник. Аэрозольная краска продается в граффити-магазинах, хозяйственных магазинах или магазинах художественных товаров, причем в настоящее время можно найти краску практически любого оттенка.
Зарождение отечественного граффити движения произошло в 1980-х годах в СССР. Первыми отечественными граффитчиками считаются Крыс (Крис) из Латвии и Баскет из Москвы. С 1980-х годов и до середины 1990-х граффити в России носит эпизодический характер и только к концу 1990-х приобретает массовый характер. Это связано с доступом к информации, которая стала поступать лавинообразно с популяризацией интернета, а также с использованием граффити в шоу-рынке и коммерческих целях (реклама на ТВ и в журналах).
Большую роль в популяризации граффити сыграла российская брейк-данс команда Da Boogie Crew, ведущая специальную рубрику в популярном молодёжном журнале Птюч.
В Бразилии, как ни в какой другой стране Южной Америки, граффити имеет значительные традиции и долгую историю. В настоящее время Сан-Пауло считается столицей граффити и местом вдохновения для райтеров со всего мира[43].
Бразилия «гордится уникальным и богатым граффити наследием. Она приобрела международную репутацию места, куда стоит поехать за творческим вдохновением». Граффити «буквально цветёт в любом возможном уголке бразильских городов». Часто проводят параллель «между современным Сан Пауло и Нью-Йорком 1970-х годов». «Быстро разрастающийся Сан Пауло стал новой Меккой для граффитчиков»; известный граффити-художник и создатель трафаретов Тристан Манко говорит, что основными источниками, которые разжигают в Бразилии «живую, энергичную культуру граффити», являются «хронические бедность и безработица Бразилии, постоянная борьба и плохие условия жизни обездоленных людей». По сравнению с другими странами, «в Бразилии наблюдается самое нестабильное распределение доходов. Законы и налоги меняются очень часто». Все эти факторы, добавляет Manco, приводят к тому, что экономические барьеры и социальная напряженность, раскалывающие и без того нестабильное общество, поддерживают и способствуют процветанию «фольклорного вандализма и городского спорта низших слоев населения», то есть южноамериканского граффити.
Коммерциализация граффити и его становление в поп-культуре
После обретения повсеместной популярности и относительной законности, граффити перешло на новый уровень коммерциализации. В 2001 году компьютерный гигант IBM запустил рекламную кампанию в Чикаго и Сан-Франциско, в которой были показаны люди, рисующие аэрозольной краской на тротуарах символ мира, сердце и пингвина (Пингвин — талисман Linux). Так демонстрировался слоган «Мир, любовь и Linux». Несмотря на это, из-за нелегальности граффити некоторые «уличные художники» были арестованы за вандализм, а компании IBM пришлось выплатить штраф в $120,000.
Считается, что граффити тесно связано с хип-хоп-культурой и тем бесчисленным количеством стилей, которые произошли от нью-йоркского граффити в метрополитене. Несмотря на это, существует много других замечательных примеров граффити. В начале XX века граффити стали появляться в товарных вагонах и подземных переходах. Один из таких граффити — Texino — ведет свою историю с 1920-х годов до нашего времени. За время Второй мировой войны и в течение нескольких последующих десятилетий фраза «Killroy was here», дополненная изображением, стала распространена по всему миру. Эту фразу использовали американские войска, и она быстро проникла в американскую массовую культуру. Вскоре после смерти Чарли Паркера (у него было прозвище «Yardbird» или «Bird») граффити со словами «Bird Lives» стали появляться по всему Нью-Йорку. В ходе студенческих протестов и всеобщей забастовки в мае 1968 года в Париже город оказался наводнен революционными, анархистскими и ситуационистскими лозунгами, такими как L’ennui est contre-révolutionnaire («Скука контрреволюционна»), которые были выполнены в стиле граффити, плаката и трафаретного искусства. В это время в США на короткий период становятся популярными политические слоганы (такие как «Освободите Хьюи», посвященные Хьюи Ньютону, лидеру движения Черных Пантер). Известным граффити 1970х годов стало знаменитое «Dick Nixon Before He Dicks You», отражающее враждебность молодежи по отношению к президенту США.
Граффи́ти, тж. употребляется гра́ффити (в контексте исторических надписей единственное число — граффи́то; от итал. graffito, множ. graffiti) — изображения, рисунки или надписи, выцарапанные, написанные или нарисованные краской или чернилами на стенах и других поверхностях. К граффити можно отнести любой вид уличного раскрашивания стен, на которых можно найти все: от простых написанных слов до изысканных рисунков.
В исторической науке этот термин используется давно, но в более узком значении. Когда заходит речь о древних эпиграфических памятниках, то разделяют понятия «граффити» и «дипинти». Если последнее обозначает надписи краской, то «граффити» — процарапанные надписи (сам термин непосредственно происходит от итальянского глагола graffiare — «царапать»).
В настоящее время широкое распространение получил спрей-арт, то есть рисование граффити с помощью аэрозольной краски.
В России танец развивался заметно медленнее, чем в других странах. Вообще, в тогдашнем СССР о нём слышали в основном в Прибалтике, Ленинграде и Москве, но с выходом на VHS фильмов «Breakin’», «Breakin' 2 — Electric Boogaloo» многие самоучки получили возможность «снимать» движения и трюки у героев фильма.
Первые брейк-тусовки в Москве собирались в 1985 году в кафе «Молоко». Первый заметный всплеск с выходом советских фильмов «Танцы на крыше», «Курьер», где в эпизодах снялись московские би-бои. Первые курсы в Москве велись при дворце культуры «Правда» под руководством известного циркового режиссёра В. Гнеушева, откуда вышли первые более-менее известные танцоры и группы тех лет. Первый брейк-фестиваль «Папуга-86» на объединённом пространстве СССР прошёл в Паланге в 1986 году. В следующем, 1987 году был парад фестивалей, в разных городах и республиках, преимущественно в Прибалтике: Вильнюс, Витебск, Черноголовка, Рига, Таллин и снова в Паланге.
Среди первых танцоров стиля «электрик-буги» были Игорь Захаров, Олег Смолин, Алексей Герулайтис, Константин Михайлов.
Выступление би-боев на Воробьевых горах
В 1998 г. произошёл второй серьёзный бум брейка в России — стали известны такие команды как «Jam Style», «Da Boogie Crew» (снявшие клип «Вы хотели пати» и выпустившие свой музыкальный альбом) за ними B-People, брейк стал появляться даже в музыкальных клипах (в частности у Дельфина). В известных передачах того времени «До 16 и старше» и «Башня» — «Да Буги» проводили свои уроки брейка, по которым учились сотни ребят во многих городах России. Позднее B-People стали проводить свой фестиваль, отбирающий лучшие команды в России. Также, все узнали команду из Германии «Flying Steps», занявшую 1-е место в BOTY2000, тогда в России стали популярны исполнители Music Instructor и позже Bomfunk MC’s. Это был большой прорыв брейка в России — занимались везде — в каждом маленьком городке были секции, где в маленьком зале тренировались Би-Бои[источник не указан 88 дней].
Сейчас уровень би-боев в России достаточно высок. Наиболее известные команды «Da Fanky style» (Новосибирск), «All the most» (Москва), «BMT» (Москва), «Predatorz» (Баксан, Нальчик, Махачкала), Тор9 (Питерская сборная из команды «Реактив», «Клинч Мастер» и свободных Питерских Би-Боев), Funk Fanatix (Санкт-Петербург, Сборная России), Оттиск-Натиск (Нефтекамск).
18 октября 2008 на XIX чемпионате мира по Брейк-Дансу «Battle of the Year» команда Тор9 одержала уверенную победу. Так же Тор9, стали победителями в номинации «Лучшее шоу». На данный момент, благодаря заслугам Тор9, Россия является действующим чемпионом мира по версии «Battle of the Year».
UPROCK (aka Brooklyn Rock) - это танцевальная борьба (битва), в которой танцоры не касаются друг друга, инсценируя борьбу. Держать ритм и играть под музыку - это главное в "битве". Сейчас uprock очень часто смешивают с еще одним элементом би-боинга - toprock'ом.
TOPROCK (aka Shuffle) - танцевальный стиль, вертикальная работа ногами (стоя). Этот танец очень индивидуален, так как каждый танцор придумывает себе свои toprock. Переход от топрока к элементам, выполняемым на полу (например, к забежкам), т.е. к downrock называется godown.
DOWNROCK (aka Floorrock, Footwork) - забежка, или как ее еще называют, дорожка - ритмичные шаги ногами по кругу вокруг своего тела, выполняется как бы в "положении сидя", держа вес тела на руках. Выполняется всё время глядя вперёд, без поворотов корпуса.
SCRAMBLE - та же дорожка, но на этот раз выполняется с поворотами корпуса.
FREEZES - так называемые фризы - это замирание, остановка в одном положении во время танца в совершенно разных и невообразимых позах. Этот элемент является очень важным в танце, так как, как говорят, хорошего танцора видно по его фризам. Любой танцор имеет в своем арсенале хотя бы парочку "собственных" фризов. Разновидностью фризов является такой элемент как BABY FREEZE - выполняется стоя на одной руке, при этом вторая рука является опорной ( голова тоже может служить в качестве опоры), а одна нога опирается на локоть "вспомогательной" руки, а вторая откинута назад. Также фризы можно выполнять стоя на одной руке ( из положения стоя), а ноги просто притянуть к телу.
HALFBACK ( разновидность фризов) - сложный фриз, где вы стоите на голове (точнее затылке), как бы прогнувшись в мостик, и едва не касаясь земли ногами, а руками подпираетесь так, чтобы они у вас были за головой и расставлены в стороны (локти согнуты под углом 90° ). Затылок и руки являются центром опоры. Есть также разновидность HALFBACKа, когда вы стоите на локтях, а есть ещё одна разновидность - самая сложная, когда вы стоите только на руках. Интересно, возможен ли HALFBACK на одной руке?
TURTLE(aka Tabletop) - локти упираются в тело ( в живот) для поддержки, а ноги согнуты и расставлены в разные стороны. Вращение выполняется не меняя данной позиции посредством перенесения веса тела с одной руки на другую и отталкивания от пола.
UFO (aka Buddha) - то же самое вращение, как и тартл, только без упора локтей в живот, то есть ноги остаются в том же положении, а руки немного выпрямлены.
BACKSPIN - в переводе с английского означает вращение на спине. Это вращение осуществляется за счет сильного маха ногой в том направлении, в котором вы хотите вращаться. При этом вес тела сбалансирован на спине, а ноги поджаты к телу. Чем меньше вы касаетесь телом земли, тем легче и быстрее вы вращаетесь. Из backspin можно выйти, делая pop out - выпригивание на ноги не касаясь пола руками.
CONTINUES BACKSPIN - это продолжительные вращения на верхней части спины и плечах. При этом ноги остаются в воздухе. Вращения осуществляются за счет сильных махов ногами, при этом вес тела держится на руках, а при следующем обороте переносится на спину/плечи. Разновидностями такого вращения являются:
WINDMILL (на нашем "гелик" или геликоптер). Когда начинаешь хорошо вращаться, можно осуществлять вращение без рук, используя свою голову вместо опоры, а руки как дополнительный мах. Геликоптер можно делать с разным положением рук: просто прижать их к телу, держать выпрямленными и т.д.